Откуда же вы, семейские?
Уже третий век в Сибири живут переселенцы с запада
России, которые нарекли себя семейскими. Назвались так потому, что
пришли они, староверы, семьями. Первопоселенцы и ссыльные приняли
их настороженно. Вскоре убедились: раскольники русской православной
церкви люди хоть и своеобразны в обычаях, но завидно хозяйственны.
В красивейших горно-таежных районах Восточной Сибири и Дальнего
Востока их живет около 200 тысяч человек.
О сути раскола церкви в XVII веке написано много.
Патриарх Никон решил сплотить под главенством русского патриарха
славян, исповедовавших греко-восточную веру. Достичь такой цели
можно было, устранив различия между церквями Малой и Белой Руси,
а также Галиции. И накануне военного похода Бутурлина в Галицию
Никон в 1654 году соборным постановлением объявил об исправлении
канонических книг: все их требования о правилах чтения молитв, церковного
пения, иконописания и других обрядов были унифицированы и стали
отражать то, что издревле имелось в православных церквях разрозненных
славян этих стран.
Никон также решил отделить церковь от государства
- перевести ее на канонический путь. Всесильный управитель понимал:
добыть церкви свободу и независимость он сможет, только одолев бояр,
стоявших на том, чтобы церковь была у них в подчинении. Устранения
этой зависимости желали и святители братских церквей: они не желали
быть под агрессивной боярской думой. Продвигая реформу, Никон потребовал
ликвидировать монастырский приказ. Это лишало бояр права судить
о делах церкви, выводило 16 династий из наследственного права присутствовать
в думе и забирать присоединяемые в ту пору земли Малороссии и Белоруссии.
Такие кардинальные планы патриарха объединили ненавидящих его бояр
и раскольников: они принудили царя Алексея низвергнуть Никона. Простые
староверы этого не знали: “духовные отцы” выставили им патриарха
антихристом. По их воле старообрядцы отвергли нововведения, признавали
только неисправленные книги и каноны.
Противостояние начало перерастать в политическое
противоборство с государством и раскол славянских церквей. В ответ
власть обрушила на проповедников репрессии, не уступающие карам
инквизиции. Раскол ширился, и царевна Софья в 1685 году повелела
всех, кто хулит господствующую церковь и придерживается старых обрядов,
жечь в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать в дальние
города. Боясь таких кар, простолюдины уходят в скиты подальше от
Москвы: тайком поселяются на диких берегах Дона, Волги, Урала и
даже в Сибири.
Как была ни велика Россия, но царев глаз находил
их везде. Московское правительство не ослабляло мер преследований:
костры горели, резались языки, рубались головы, удары кнута раздавались
в застенках и на площадях, тюрьмы и монастыри были полны раскольниками.
Староверы, по существу, были поставлены правительством вне закона
за соблюдение устоявшихся обрядов. Им не позволялось жить ни в городах,
ни в волостях, ни в лесах, ни в пустынях. Угроза лишиться, как минимум,
правой руки за двуперстное крестное знамение и остаться без языка
за «ругание церкви» вызвала к началу XVIII века массовый исход старообрядцев
Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний
в Польшу. Беглецы поселились в двух районах: в Стародубье и в Ветке.
Там они десятки лет спокойно занимались сельским хозяйством и придерживались
своей веры.
Но во второй половине XVIII века территория Черниговской
губернии, где находится Стародубье, и Могилевская губерния с районом
Ветки, возвращаются России. Беглецы - теперь польские староверы
- опять подданные царизма, который уже осознал пагубность былой
инквизиции. Екатерина II занялась освоением восточных окраин и ради
этого пригласила изгоев вернуться под ее корону. В указе сената
от 14 декабря 1762 года записано: “Всем живущим за границею российским
раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми
слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних
и отдаленных местах, но и в Воронежской, Белогородской и Казанской
губерниях. Этим указом подтверждается, что им, возвращающимся из-за
границы раскольникам, никому ни от кого никакого притеснения чинено
не будет. Староверы приняли указ и согласились перебраться в безлюдное
Забайкалье, где обитали племена бурят и эвенков.
Раскольники знали, что в тех краях найдены первые
в России серебряная и оловянная руды, и началось развитие сереброплавильных
заводов. Знали и то, что выплавлять руду руками одних “тюремных
сидельцев” не удастся, даже на прокорм каторжан и ссыльных здесь
недостает хлеба. Вырастить же его в достатке могли люди, подобные
упорным староверам.
Итак, в 1768 году многочисленные группы староверов,
одолев семь тысяч километров, добрались в долины рек Селенга и Хилок
и начали обживать свободные места. Натерпевшись везде ненависти,
они обрели, наконец, возможность жить уединенно. Выбрали земли возле
рек, очистили их от леса и построили 50 крепких селений. Родовые
деревни повторили их личные имена, а крупным дали названия местных
падей и родных сел, оставленных навсегда на западе.
Добровольное перемещение лишило староверов их
клейма и дало статус активных участников государственной программы
по освоению Восточной Сибири. Ведь развитие горнорудного промысла
в Нерчинском округе и установление границ с Китаем заставили правительство
ускорить создание продовольственной базы для перспективного края
и закрепления в стратегическом Приамурье. В решении той задачи старообрядцы
оказались главнейшим колонизационным материалом, а по-нынешнему
– первоцелинниками. Стремительно акклиматизируясь, раскольники напористо
развивали на вечномерзлых землях сельское хозяйство и промыслы.
В этом им помогли привезенные плуги, ткацкие станки, семена овощей,
озимой ржи, овса, проса, конопли, клубни картофеля.
|